Итоговое сочинение (изложение)

Внимание! Изменения!

Итоговое сочинение (изложение) для участников ГИА будет проводится  5 апреля 2021 года.

Приказ Минпросвещения РФ и Рособрнадзора № 665/1156 от 24.11.2020 г. «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020-2021 уч. году в части  проведения итогового сочинения (изложения)»


Объявлены открытые направления тем итогового сочинения 2020-2021 учебного года

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов в первую среду декабря последнего года обучения по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор).

На сайте ФИПИ в разделе Итоговое сочинение размещены открытые направления тем и комментарии к ним, согласованные с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной.

Успешное написание сочинения является для обучающихся 11 и 12 классов допуском к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды вместо сочинения вправе писать итоговое изложение.

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники должны подать заявление не позднее, чем за две недели до его проведения. Регистрация выпускников текущего года на участие в сочинении проводится в школах, где они обучаются. Выпускники прошлых лет могут принять участие в итоговом сочинении (изложении) по желанию в любой из указанных дней, заявления они должны подать в места, определенные региональным органом управления образованием.

Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Рекомендуемый объем итогового сочинения – не менее 350 словминимально допустимый – 250 слов. Рекомендуемый объем итогового изложения – 200 слов, минимальный – 150 слов.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) его участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). В случае нарушения установленных требований участник подлежит удалению.

Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году:

Итоговое сочинение проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая. В текущем учебном году это следующие даты:

  • 02.12.2020;
  • 03.02.2021;
  • 05.05.2021.

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2020/21 учебный год:

  • Забвению не подлежит (Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы)
  •  Я и другие (При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему)
  • Время перемен (В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями)
  • Разговор с собой (Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике)
  • Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики)

Методические материалы в помощь выпускникам и учителям размещены ЗДЕСЬ

Место проведения итогового сочинения (изложения): ГБОУ СОШ № 3 г. Сызрани В соответствии с распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 09.11.2018 № 773-р «Об утверждении мест регистрации для участия в итоговом сочинении (изложении) на территории Самарской области в 2018-2019 учебном году» местами регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения) на территории Западного образовательного округа

  • для выпускников текущего года являются общеобразовательные организации, в которых они осваивают основные образовательные программы среднего общего образования;
  • для выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образования в иностранных образовательных организациях, местом регистрации является ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр г.о. Сызрань Самарской области»

Место приема и регистрации заявлений: ГБОУ СОШ № 21 г. Сызрани, кабинет зам. директора по УВР 

Ответственный за прием и регистрацию заявлений:  и.о. заместитель директора по УВР Смирнова Анна Александровна, телефон 8(8464)98-89-04


Определены место и сроки ознакомления участников итогового сочинения (изложения) с полученными результатами

Место ознакомления участников итогового сочинения (изложения) с полученными результатами:ГБОУ СОШ № 21 г. Сызрани, кабинет и.о. зам. директора по УВР .

Сроки ознакомления участников итогового сочинения (изложения) с полученными результатами: не позднее трёх рабочих дней со дня завершения проверки.

Ответственный за ознакомление с полученными результатами: и.о. заместитель директора по УВР Смирнова Анна Александровна, телефон 8(8464)98-89-04


Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году

Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению

Приказ Западного управления министерства образования и науки Самаркой области №473 от 5 октября 2020 г. «Об организации приема заявлений для участия в итоговом сочинении (изложении) на территории  Западного управления министерства образования и науки Самаркой области в 2020-2021 учебном году»


Кроме того,  поможет в подготовке сайт «Сочинение 11 РФ»


Общая информация

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.